В этом путешествии мы решили проехать по одним из самых сложных перевалам в южной части России: Чегетджара, Думала, Актопрак, плато Канжол , и попробовать новый вид автомобильного путешествия, где мы не гоним от одной точки к другой, а едем и любуемся видами, и если нам что-то нравится то разбиваем лагерь и остаемся на желаемое время.
Наше путешествие начинается в Москве, собираем вещи и едем по трассе М4 — Дон, думаю она всем известна, описывать нет смысла.
Интересное наблюдение:
Если вы едете по транспондеру по платной дороге , а на крыше у вас автомобильный бокс, то проверьте свою высоту, автоматические считыватели принимали наш чемодан за второй класс, цена соответственно выше. Можно этого избежать если заезжать на полосы для оплаты наличными предварительно убрав транспондер, а когда встанете около кассы достать его и поднять повыше (если не сработает то передать оператору). На пунктах продаж вам так же сделают перерасчет и вернут на счет неправильно списанные деньги.
Даты: 22.06.2020 — 05.07.2020
Авто: Volvo XC90
Участники: 3 чел.
Пробег: ~ 5000 км
KML маршрут перевалов: caucasian2020
Наиболее точно маршрут построен на Я.Картах , яндекс знает чуть больше дорог чем Google.
Совет от forhike
Если у вас примерно такой же маршрут в те места, но вы путешествуете семьей и останавливаетесь в отелях, то лучше останавливаться в г. Ессентуки, а не в Кисловодске. Кисловодск хоть и ближе ко всем местам, но значительно дороже как в плане отелей, так и в плане еды. Останавливаясь в Ессентуках, можно сходить погулять в центральный парк и достаточно вкусно поесть в кафе «У Сережи«
Ссылка на вторую часть: Перевал Думала — 2 часть авто путешествия на перевалы Кавказского Хребта.
Ссылка на третью часть: Перевал Актопрак, оз.Гижгит, Тызыльское ущелье — 3 часть авто путешествия на перевалы Кавказского Хребта.
Ссылка на четвертую часть: Плато Канжол — 4 часть авто путешествия на перевалы Кавказского Хребта.
Ссылка на пятую часть: Перевал Гумбаши — 5 часть авто путешествия на перевалы Кавказского Хребта.
ПЕРЕВАЛ ЧЕГЕТДЖАРА 3124М.
Через несколько дней оказываемся в Нальчике и едем в сторону села Верхняя Балкария до которого идет хорошая асфальтированная дорога вдоль ущелья, но местами встречаются участки гравийки. Далее сворачиваем на начало перевала , через несколько километров дорога превращается из гравийки в дорогу из камней и бродов. Как только доедете до каменной дороги рекомендую травить давление в колесах, в нашем случае было достаточно с 2.7 атм понизить до 2 атм.
Виды в начале перевала:
По дороге встречаются многочисленные норки сусликов, а сами суслики толпами перебегают дорогу, не задавите !
Поднявшись на высоту около 2000м после серпантина перед нами оказался небольшой подъем в гору, абсолютно не страшный, но он оказался началом приключений. С первой попытки заехать не удалось, было не видно что наверху, взяв разгон чуть больше заехали на этот холм и ….. встали, дорога ровная, твердая, колеса крутятся, но авто не движется вперед. Оказалось что не подключается полный привод (никаких ошибок и уведомлений естественно не было), а передний не вытягивает вес. То место казалось что ровное и плоское, а по факту относительно уровня моря мы поднимались всё выше и выше. В это время мимо проезжал местный пастух на ниве, любезно предложив нам помощь в виде троса и затаскивания на поляну повыше, спросили у него о дальнейшей дороге через перевал, на что он ответил «вы на этом не проедете». На фотографии ниже как раз справа видно это подъем.
Вечерело, решили ставить лагерь в том месте где встали, место с видом на снежные горы и ущелье. Пока разбивали лагерь, приперлась корова и очень долго следила за тем что мы делали, несколько попыток отогнать животину не увенчались успехом, она снова приходила, решили не обращать внимание, пусть стоит смотрит.
Утром была отличная солнечная погода, поэтому немного подумав решили собрать вещи и попробовать дальше ехать вперед и вверх по перевалу, полный привод заработал сам ! Пока собирали вещи, вчерашняя буренка видимо позвала друзей, чтобы они тоже поглазели на нас:
И фотография с места ночевки на последок.
Едем дальше медленно, полный привод работает, но дорога достаточно ухабистая примерно 2 километра, главное не сбиться с маршрута в этот момент, т.к много развилок и кругом топь. А дальше начинается самый сложный участок этого перевала, резкий подъем в гору под углом в 30° и длинной в 1 км, под конец подъема угол становится еще больше и имеет длину 200 метров. Фотографий не делали, не до них, было страшно остановиться. Каким то чудом с только что сочиненной песней «чемодан, чемодан» группы поддержки заднего сидения заехали на вверх. Во время дождя или сырую погоду на этот подъем лучше не ехать, так как земля под колесами превращается в жидкую глину и липнет на колеса. Были настолько рады что вышли передохнуть и сделать несколько фотографий:
Кстати на фотографии выше видно что машина стоит на полянке, а дорога слева, так вот, не в коем случае не съезжайте на эту полянку (хотя соблазн велик, и визуально кажется что можно сократить путь через плато). Полянка состоит из мочаков, это трава растущая на глиняном болоте, застрять там будет большой проблемой !
Движемся дальше и перед нами еще один крутой подъем вверх, благо можно взять хороший разгон и заскочить на скорости, оказываемся на горе с твердой поверхностью:
Немного проехав по серпантину оказываемся на самой верхней точке перевала Чегетджара , высота 3124 м. Виды просто невероятные, но долго там находиться не хочется, во-первых интересно что же дальше на перевале, во-вторых из-за достаточно резкого и быстрого набора высоты становится трудно дышать и болит голова.
Сделав фотографии поехали дальше, дорога начинает идти вниз по каменной реке, едем любуемся плато в соседней долине:
По пути встречается один брод, по фотографии не скажешь что он сложный , но на деле склоны к реке достаточно крутые, при клиренсе 230 мм мы цепляли днищем землю.
Дорога после брода снова начала подниматься вверх:
Сильно в вверх 🙂 :
Дальше дорога проходит мимо пастбища пастуха и постепенно уходит вниз по серпантинам, почти в самом низу растут вот такие кустики, после каменных пейзажей они выглядели очень круто, ровные , блестящие и ярко зеленые. Кто знает что это за растение ? Напишите в комментариях.
Дальнейший путь представляет собой постепенное снижение по каменным серпантинам, присутствуют броды. И мы оказываемся в поселке Безенги, кушаем мороженное, собираемся с силам и выдвигаемся на перевал «Думала» Безенги — Эль-Тюбу (Булунгу)
Ссылка на вторую часть: Перевал Думала — 2 часть авто путешествия на перевалы Кавказского Хребта.
Ссылка на третью часть: Перевал Актопрак, оз.Гижгит, Тызыльское ущелье — 3 часть авто путешествия на перевалы Кавказского Хребта.
Ссылка на четвертую часть: Плато Канжол — 4 часть авто путешествия на перевалы Кавказского Хребта.
Ссылка на пятую часть: Перевал Гумбаши — 5 часть авто путешествия на перевалы Кавказского Хребта.