Ссылка на первую часть: Перевал Чегетджара — 1 часть авто путешествия на перевалы Кавказского хребта.
Ссылка на третью часть: Перевал Актопрак, оз.Гижгит, Тызыльское ущелье — 3 часть авто путешествия на перевалы Кавказского хребта.
Ссылка на четвертую часть: Плато Канжол — 4 часть авто путешествия на перевалы Кавказского хребта.
Ссылка на пятую часть: Перевал Гумбаши — 5 часть авто путешествия на перевалы Кавказского хребта.
Перевал Думала 2515м. (Безенги — Эль-Тюбу)
Отдохнув в Безенги решили в тот же день выезжать на второй перевал , называется он «Думала» так же как и протекающая на нем река Думала. Когда изучали весь маршрут, этот перевал на наш взгляд должен был быть намного легче чем Чегетджара, и проехать мы его должны были за несколько часов, но горы решили что нам скучно и добавили нам новых приключений…
В начале перевала хорошая грунтовая дорога, но по мере набора высота из каменно-песочной она превращается в глиняно-грязевую, в хорошую погоду проблем с проездом не будет, в дождь можно даже не пытаться туда ехать. По дороге открываются прекрасные виды на Хуламо-Безенгийского ущелье:
Спустя несколько километров дорога идёт круто вверх и становится каменистой. С нее открываются красивые виды на вершины гор. На фотографии ниже видно, как дорога идёт вдоль столбов:
Оказавшись наверху перевала решили не задерживаться и начинать спуск . Дорога стала совсем какой-то раздолбаной ( появились торчащие огромные камни и глубокие трещины в земле). Возможно раньше это была обычная грунтовка, но видимо из-за сильных дождей её всю размыло, местами очень хотелось иметь в машине кренометр (Volvo (!), добавьте в штатные опции). Очень нудно ползли по камням, пока не встретили вот этот спуск вниз:
Выглядит спуск на фотографии как обычно не страшно, но проехать по нему можно только между левым большим камнем и камнями посередине. Перепад высоты между камнями огромный ! Короче это спуск решил что брызговики нашей тачке не нужны, их оторвало, а так же добавилась приличная вмятина на трубе глушителя ((
Но самое интересно открылось с высоты этого спуска, впереди видно дорогу через реку, которую смыло, как удалось выяснить у местных , это произошло год назад. Синим цветом выделено направление старой дороги, а красным наиболее вероятное направление в настоящее время. Чтобы преодолеть брод нужно доехать до конца дороги, спуститься в русло реки, преодолев булыжники выехать в маленькую низинку, и заехать вверх на вторую часть дороги. Я видел автомобильные следы на этом маленьком пятачке в реке, кто-то все таки проезжал это место.
А между тем с над высшей точкой перевала образовалась огромная синяя туча дождя. Из-за ущелья куда мы должны были ехать дальше так же надвигалась огромная грозовая туча. Время около 17.00, а это значит скоро стемнеет.
Стали оценивать различные варианты дальнейшего путешествия:
1) Поставить лагерь в том месте где стоим.
2) Попробовать проехать по руслу и преодолеть резкий подъем.
3) Изменить горный ландшафт, а именно достроить дорогу.
4) Вернуться обратно в Безенги, от туда в Нальчик и забить на оставшуюся часть этого перевала поехать на следующий.
20 минут думали, очень хотелось проехать перевал целиком, но оценив возможности чемодана и его размеры мы выбрали 4 вариант. Дело в том что подъем очень крутой, около 45°, а места для разгона нет совсем, добавить к этому выезд из речной грязи с мокрыми колесами, то чемодан бы не заехал (в тот момент вспомнили что у нас полный привод вчера решил жить своей жизнью). Если бы мы начали штурм, то обратной дороги не было бы, т.к развернуться в этом русле с нашей длинной и неповоротливой машиной не возможно. А при условии надвигающихся со всех сторон грозовых туч застрять в реке не хотелось совсем.
Поехали обратно, и сразу на нашем пути оказался тот спуск где мы оторвали брызговики и смяли глушитель, спускаться конечно было проще чем сейчас на него заезжать, пару раз чем то ударились, добили брызговики, кое-как заехали, а дальше по каменно-разломненой размытой дороге с уже знакомой песней «чемодан, чемодан» и матами поехали обратно. Как не странно не застряли, я очень удивился выносливости и проходимости Volvo XC90, всё гудело, трещало, муфта haldex надрывалась, но он всё выдержал. Вернулись на вершину перевала, прекрасно видно тучки:
Спустились чуть ниже до более менее нормальной дороги и начали искать место для лагеря. Полян там много, как и мелких дорожек на любой вкус, в общем нашли местечко :
Пока Крис перекладывает и достает вещи разбиваем с дочей лагерь:
Место красивое, с одной стороны скала, с другой ущелье, а с третье вид на снежные горы и знаменитую безенгийскую стену (между гор правее):
Уложив дочку спать, принялись жарить шашлыки, картошку и обсуждать дальнейшие планы. Ночью там довольно холодно, около +5, и с вечером я решил поставить вебасту на ночь и прогреть машину перед сном. Ключиком чик-чик и ….. она не завелась, сел аккумулятор (точнее внутри него видимо что-то замкнуло и он разрядился). Классно в такой заднице остаться без аккумулятора, зато виды какие !
На утром начали придумывать что делать с машиной, пешком до Безенгов идти часа 4, обратно наверно 6-8 часов. Так себе затея, там нет авто магазинов, разве что кого-то просить подняться на вершину перевала чтобы прикурили Volvo. В общем не спеша собрали вещи и стали ждать проезжающую мимо машину, сходили на разведку и на соседней горе увидели рабочих (добывают полезные ископаемые). Через 3 часа видим едущий УАЗик = ) Вот оно счастье встретить УАЗик в таком месте, кое-как он доехал до нас, так как после дождей дорога превратилась в грязевое месево, прибавить к этому подъем в гору к нашей локации и задача практически не выполнима. Прикурить Volvo от УАЗика не получилось, не то его генератора не хватало, не то провода слабенькие были, водитель сказал что опаздывает и ему ехать дальше надо, но он позвонит своему знакомому, а тот приедет чуть позже с огромным аккумулятором. Через 30 мин чемодан завели !
Дальше наш путь следовал только в Нальчик, где есть магазины с аккумуляторами, в Нальчике 10-15 магазинов запчастей и аккумуляторов, но продают все либо маленькие, либо китайское барахло под видом европейских, заехав во все без преувеличения магазины, удалось выяснить что в городе есть автомобильный базар ( если вдруг кому то нужны нормальные запчасти по хорошим ценам , то вот адрес г.Нальчик, ул.Ингушская д.7).
Сдали старый аккумулятор, поставили новый и решили переночевать в отеле, так как начался сильный дождь, и вероятнее всего в горах размыло дороги. Припарковали машину, разгрузили вещи и пошли отдыхать, на утро прыгаем в машину с хорошим настроением делаем вжуухх ключом и ….
Вот радость то, вчера ж ничего не горело и всё работало, странно что решил отвалиться ночью на стоячей машине. Впереди по плану еще много перевалов, но они должны быть не сложными. В общем решено было ехать дальше несмотря на поломку, а дальше у нас по плану перевал — Актопрак.
Ссылка на первую часть: Перевал Чегетджара — 1 часть авто путешествия на перевалы Кавказского хребта.
Ссылка на третью часть: Перевал Актопрак, оз.Гижгит, Тызыльское ущелье — 3 часть авто путешествия на перевалы Кавказского хребта.
Ссылка на четвертую часть: Плато Канжол — 4 часть авто путешествия на перевалы Кавказского хребта.
Ссылка на пятую часть: Перевал Гум-Баши — 5 часть авто путешествия на перевалы Кавказского хребта.
Молодцы!! Отчаянные…